Вы когда-нибудь заходили на официальный сайт кампании nVidia и просматривали полный список продукции начиная c GeForce 210 и заканчивая GeForce GTX 1080?

Я уже не первый год слежу за технологическими новинками, собираю и ремонтирую компьютеры. И со временем я ста замечать, что многие видеокарты существующего и прошлых поколений имеют подозрительно похожие характеристики, даже можно сказать одинаковые. Я решил в этом разобраться.

И как оказалось, да, многие видеокарты новой линейки являются переименованными видеокартами старой линейки. Даже если версии не были переименованы, как в случае с двумя последними архитектурами, то не зависимо от этого многие видеокарты старых поколений являются мощнее новых.

Изменения в видеопроцессоре

Так например от версии GeForce 210 до версии GeForce GTX 880 использовалась архитектура Kepler. В архитектуре видеопроцессора Kepler использовалась 28 нанометровая технология, то есть размер одного транзистора составлял 28 нанометров. Их помещалось определённое количество на кристалл и значительно увеличить мощность можно было только увеличив количество CUDA ядер и ROP (блоков растровых операций, которые обрабатывают финальное изображение и выводят его на экран). Соответственно увеличивался размер кристалла и он выделял больше тепла. Таким образом видеокарты становились массивнее и мощнее.

По сей день очень популярны остались видеокарты типа GeForce GTX 650, GeForce GTX 660, и GeForce GTX 660TI. После того, как вышла модель GeForce GTX 750 оказывается, что она имела такие же характеристики как GeForce GTX 660, следовательно, мы столкнулись с переименованием модели. (Это пример) какие именно видеокарты были переименованы я показываю в видеоролике, который находится в конце данной статьи.

Для чего переименовывают модели видеокарт построенных на той же архитектуре?

Всё дело в очень высокой стоимости изобретения. При выходе новой линейки видеокарт, а они должны выходить регулярно, кампания nVidia сталкивается с очень трудоёмким процессом. Им необходимо с нуля придумать и выпустить 7 — 8 новых видеокарт, каждая из которых будет иметь индивидуальные характеристики. Для того, чтобы уменьшить затраты достаточно выпустить от одного до 4-х видеопроцессоров, которые будут значительно мощнее всех предыдущих, а оставшиеся позиции в линейке заполнить предыдущими версиями с другим названием.

Например, если выпустили версии GeForce GTX 880 и GeForce GTX870, которые являлись самыми мощными на тот момент, то появляется необходимость заполнить оставшийся модельный ряд вплоть до GeForce GT 820. Таким образом GeForce GTX 860 может стать GeForce GTX750, а версией GeForce GTX850 может стать даже GeForce GTX550 TI, которая одновременно может быть разогнана и переименована в GeForce GTX770. И так далее, продолжать этот список можно бесконечно.

Важность шины и памяти

Так же кроме количества и частоты работы CUDA ядер и ROP не менее важным показателем является тип памяти и ширина канала передачи данных. Наиболее популярными сейчас являются типы памяти GDDR3 и GDDR5. Первый чаще всего используется в офисных видеокартах и имеет частоту до 2.5 гигагерц. Второй тип устанавливается в игровые высокопроизводительные видеокарты и имеет частоту от 3.5 до 10 гигагерц в случае с видеокартами тысячной серии, которые построены на архитектуре Pascal, но до них мы ещё дойдем.

Если взять 2 одинаковых видеокарты с шиной 128 бит и одинаковым видеопроцессором, но в одной будет установлена память GDDR3, а в другой GDDR5. То вторая видеокарта будет как минимум на 50% мощнее первой из-за более скоростной памяти. А теперь,если создать 3-ю видеокарту, которая будет иметь память GDDR5 и процессор, как у второй, но увеличить её шину в 2 раза, то есть до 256 бит, то третья будет ещё на 80% более производительной чем вторая. Вот таким образом мы с Вами получили 3 видеокарты абсолютно разных  классов меняя только лишь 1 параметр и используя один и тот же процессор. А теперь представьте, что у нас есть 3 видеопроцессора разных мощностей, таким образом мы можем создать даже больше 10 разных видеокарт, которые уже одновременно могут быть как GeForce серии 500, 600, 700 и 800.

Время перемен

Чтож, политики nVidia касательно переименования и изменения моделей на архитектуре Kepler мы поняли. Теперь появились видеокарты серии 900 которые построены на архитектуре Maxwell. Которая отличается более высокой производительностью на такт и при этом таким же техпроцессом — 28 нанометров. Тут компании было деваться некуда и им действительно пришлось выдумать несколько новых процессоров и комбинируя разные параметры создать принципиально новую линейку мощных видеокарт. Тем не менее самыми мощными всё равно оказались GeForce GTX 980 и GTX 970, а та же GTX880 всё равно приравнивается к GeForce GTX 960 по мощности.

Интересный факт касательно мобильных видеокарт. Я купил себе ноутбук в котором установлена видеокарта GeForce GTX 960m. Эта же видеокарта в версии для стационарных компьютеров имеет 1024 CUDA ядер частотой 1127 МГц и с возможностью BOOST до 1178, шину 128 бит и 2 — 4 гигабайта памяти GDDR5, память работает на частоте 7 ГГц. Но, на ноутбуке она имеет 640 ядер CUDA, частотой 1097 4 гигабайта памяти GDDR5, но уже частотой 5 ГГц и шину 128 бит. Может это совпадение, но характеристики почти такие же, как на стационарной GeForce GTX 660, только частота и объём памяти чуть больше.

Самые мощные

И сейчас самыми новыми, мощными и актуальными видеокартами являются GeForce GTX 1050, 1060, 1070 и 1080. Которые построены на архитектуре Pascal, 16 нанометровая технология. Наконец-то на одну единицу площади помещается значительно больше транзисторов, тепловыделение меньше, а производительность — больше. В данном случае разрыв получился чуть выше и последние 3 являются самыми производительными, но не в ноутбуках, а та же GeForce GTX 980 может быть уже чуть мощнее чем GeForce GTX 1050. Поэтому вместо 1050 я бы выбрал 980-ю так как она может быть ещё и дешевле.

В дальнейшем, я считаю, что архитектура Pascal будет использоваться и в следующих поколениях видеокарт, поэтому мы всё равно столкнёмся с Вами с переименованием старых моделей на более новые. предполагаю, что GeForce GTX1080 превратится в GeForce GTX 1160, 1070 в 1150 и т.д. А принципиально новыми будут последние 2 модели, которые будут самыми мощными и возглавят серию. Где-то там займёт своё место GeForce GTX 1090, которая ещё не вышла, и так же будет переименована в будущем и превратится в GeForce GTX1160 TI с чуть разогнанным процессором.

Спасибо, что читали эту статью, предлагаю посмотреть видеоролик, в котором я покажу на живо примере, как nVidia переименовывают старые версии видеокарт в новые.